воскресенье, 10 января 2016 г.

Шри Ланка. Страна, излучающая прекрасное.

Часть третья.

Шри Ланка (остров Цейлон).
Цейлон многие годы был колонией Великобритании, но в 1948 году получил независимость. От британцев остался язык и левостороннее движение.
В 1972 году в стране произошли определённые изменения и остров ЦЕЙЛОН стал республикой ШРИ ЛАНКА, что в переводе на русский означает "страна, излучающая прекрасное". И это полностью соответствует действительности.
Население около 18,5 миллионов человек. Примерно 74% населения составляют сингхи, они проповедуют буддизм, 14% тамилы, как свои, так и прибывшие ещё при царе Горохе из Индии, у них свой язык, тамильский, они проповедуют индуизм, живут в основном на севере острова (возле Индии), их крупнейший город Яффна, они считаются более мастеровыми, более работящими (именно тамилов при англичанах сингхи пригласили для работы на чайных плантациях, где они в основном работают и сейчас) и т.д., но их известная организация "Тамильские Тигры" уже давно бузит и требует отдельного государства. Сейчас вроде всё успокоилось, не уверен, что надолго.
Мы имели дело в основном с сингхами, так как и жили и путешествовали по южному и центральному Цейлону. Около 7% муслимы, они селятся на окраинах городов, ходят в своих тюбетейках, так что их видно издалека. Видели и православные церкви и католические, но мало.
В основном везде и всюду БУДДА!! Сколько его статуй точно не знает никто, сотни-сотни тысяч, мы были в городе Дамбула, где сидит огромный Золотой Будда, рядом на горе пять храмов, где собраны его статуи, которым от 100 до 2100 лет!!
И что интересно - Будда везде в пяти положениях - медитирующий, учащий, торжествующий, спящий и умерший.
Отличие умершего от спящего - у спящего пальцы ног вместе и на голове типа его скипетра, у
мёртвого на голове ничего нет и пальцы левой ноги чуть сдвинуты по отношению к правой.
Сделано в основном всё из гранита, но есть много работ из дерева, особенно ценится определённого сорта красное дерево. Охраняется государством, тонет в воде.
Статуэтку слонёнка около 0,5 метров поднять очень трудно. Страна поразила своим отношением к дереву. Любая дверь, любой стул - всё резное, всё из дерева.
Специально в отеле и в нашем номере Ирина как большой ценитель работ по дереву бегала с камерой приговаривая при этом "ну надо же, а?!... В основном работы из макагони, пальмы и сандала (это ещё и пахнет).
Были на фабрике масок - просто фантастика! Всё хотелось купить, но...
Но маленького Будду и индийскую богиню Парвати всё таки купили.
Столица Шри Ланки  КОЛОМБО, между прочим около 2 миллионов населения. Считается важнейшим торговым центром Индийского Океана.
Город разделён на 18 частей, когда пытаются что-то объяснить говорят -"вам надо в Коломбо-4 или Коломбо-11". Самые богатые люди живут в Коломбо-7. Проезжали несколько раз, оценили. А вообще страна бедная. Средняя зарплата 80 Евро, но безработицы нет. На чайной фабрике тяжёлый труд, в основном ручной, наверно потому и чай такой вкусный, в день работники зарабатывают по 2,5-3 Евро.
Север Шри-Ланки граничит с югом Индии узким 90 километровым проливом. Расстояние до экватора 760 км, так что климат сами понимаете какой. До Мальдивских островов всего 700 км, но на запад.
Каждый день 32 градуса. Как говорится и летом, и зимой.
В центре, в горном массиве, куда мы ездили в прекрасный город Канди, чуть прохладнее, около 27 градусов и там чаще идут дожди.
Поэтому там и растёт их знаменитый чай, как они говорят их зелёное золото.
Были на плантации. Они на холмах. Срывают только три верхних листка, естественно руками, и уходят на другой склон. Через два месяца снова три листка.
Чай делится по категориям - самый крепкий БОП (пьют они его с молоком, традиция от Англии осталась, да и крепкий он очень), потом БОПФ (это всё транскрипция с английского языка), дальше ещё ниже и т.д. Видели на фабрике как его разделяют, как сушат и обжигают.
Средняя цена в магазине при фабрике БОП 500 Руппи за 1 кг, то есть чуть меньше 5 долларов. Зелёный в 3 раза дороже, это те же листья чая, но они не проходят обжиг.
При этом есть ещё два сорта - серебряный и золотой, цены неописуемой (все образцы мы видели), он сушится ТОЛЬКО на СОЛНЦЕ.
С виду "серебряный" крупный и серого цвета, так при нас одна весёлая бабушка-англичанка взяла его пару кг., вероятно толкнёт кому-то из лондонских лордов.

Часть четвёртая.

Океан.
Температура океана стабильна всегда и никогда!!! не меняется, 27 градусов. Отличие Индийского от Атлантического в районе
Доминиканки довольно любопытно - из него трудно выйти. Не выпускает. Очень сильная обратная волна и её нижнее течение утягивает тебя обратно на глубину. Местные ребята научили нас как надо делать - ныряешь в волну рыбкой, руки вытягиваешь и тебя выносит прямо на песок.
Основное удовольствие это прыгать на волнах. Блаженство, выходить не хотелось.
Индийский Океан очень рыбный.
Сразу скажу, что акул поблизости нет, они просто боятся таких волн. Зато в лагунах водятся крокодилы. Рыбаки - они везде, по всему побережью их катамараны - нам рассказывали (и показывали кое-что, и даже угощали), что довольно далеко от берега ловят
акулу-молот, как самую популярную, и голубую акулу, один брехал даже про БЕЛУЮ АКУЛУ, скаты огромной величины и много всяких рыб с непонятными названиями.
Есть и коралловые рыбки, их тоже уплетают. Медуз нет ВООБЩЕ. Слава богу.
Самая популярная рыба у рыбаков в пище? - в жизни не угадаешь.... Баракуда. Я специально дал 100 руппи одному гаврику, так он меня повёл во двор к местному Фишеру, вот я и повидал этих баракуд. Едят и мурен.
Полно и скумбрии, просто она разных сортов и соответственно по разному называется, и вот как-то во время одной экскурсии забрели мы с
группой товарищей в один ресторан на берегу океана, так пока глупые немцы ели курей с картошкой фри мы заказали с Ирой по порции рыбы, но разной.
У неё была какая-то запечённая рыба-парус в мандариновом соусе, а у меня менее экзотическая рыба, с другими овощами и в другом соусе, но вкуса НЕОПИСУЕМОГО. Я в жизни не ел более вкусной рыбы.
Огромная тарелка плюс салат "Экзотика" 390 руппи, представляешь? Чуть больше 2,5 Евро. Практически даром.
Далее все сели в лодку, отъехали метров 70 от берега, взяли с собой хлеб и стали кормить коралловых рыбок. В лодке стеклянное дно. Красиво.
Но самый-самый кайф был ночью. Представь себе чёрное небо, звёзды, шумит океан. Моща!!
И сотни крабов, вынесенные волной бегут обратно. А потом вдруг появляется луна, перевёрнутая наоборот, не так как у нас. И не белая, а какая-то лиловая. Экватор-то рядом. Находились мы на западном побережьи страны, а значит солнце садилось в океан. Обалденное зрелище.
В Доминикане было иначе, там солнце вставало из-за океана и садилось за пальмы.

Часть пятая.

Поездки.
Всего мы сделали четыре путешествия, все с этими ребятами, о которых я рассказал выше. У них дешевле чем в госуд.турагенствах, по-немецки они балакают нормально, их микроавтобусы "Тойоты" все с кондиционерами (иначе
там нельзя).
Сначала мы поехали в город Галле, на самый юг острова. По дороге остановились у реки Бентото, сели в лодку с мотором и погнали по зарослям мангроверских лесов, не таких правда могучих как в Доминикане, зато вараны плавали вовсю. Наснимали варанов, увидели маленьких крокодильчиков и всяких разных красивых птиц. Потом поехали на машине на черепашью фабрику.
Там нам показали и рассказали: сначала яйца в песке стоят с табличками и датами, увидели черепах-однодневок, они в одном аквариуме, двухдневки, трёхдневки, 2 месячные, годовалые и так до 35 лет.
Пять видов, самая красивая крокодиловая черепаха, Ирина хотела с ней сфотографироваться, так она своим плавником так врезала девушку, что та с перепугу её обратно в аквариум и швырнула. Закончили день в Галле наблюдая голландский Форт середины XVIII века. Впечатлила тюрьма этого Форта!
В заключении посетили фабрику и музей при ней по изготовлению ювелирных изделий из белого золота, серебра и драгоценных камней. Увидели как шлифуют камни. Шри-Ланка славится своими драгоценными камнями и особенно сапфиром.
Следующая экскурсия: недалеко от нашего города Кулутара - к водопадам. Там мы вдоволь накупались.
При этом посетили каучуковую плантацию - это 4-ый по экспорту товар, после риса, чая и ананасов.
У каждого дерева стоят баночки, они привязаны к стволу, ходят тётеньки с вёдрами и сливают в вёдра (в день с дерева около литра), а в вёдрах каучук как парное молоко. Застывает быстро.
По соседству наблюдали плантацию маракуйи, а рядом кешью.
Ехали обратно, остановились посмотреть плантацию манго и вдруг видим в болоте сидит целое стадо водяных буйволов, а вокруг них вараны плавают.
Кстати, шри ланкийцы пьют молоко этих самых буйволов, мы разок приобщились и простоквашу из него попробовали.
Потом как-то была небольшая поездочка в замок короля, само здание запущенное, правда сад возле него шикарный, мускатные орехи, миндаль и.. мы впервые увидели как растёт чёрный перец, и впервые мимозу - я трогаю листья пальцами, они тут же морщатся и как бы умирают, через 10 минут снова оживают.
Однако самой интересной была двухдневная поездка в город Канди.
По дороге заехали на ананасовую плантацию, вот уж насмотрелись и конечно наелись знаменитых цейлонских ананасов.
А затем был слоновий заповедник, так называемый "Приют для сирот-слонят". Он из себя
представляет огромный парк, без каких-либо ограждений, где живут более 100 слонов, некоторые уже выросли и сами завели потомство. Видели слепого слона, а также слона с протезом, он в своё время подорвался на мине во время военного конфликта 30 лет назад.
Приехали мы утром, успели на кормёжку малышей молоком, всё это было очень интересно, затем посмотрели как слоны работают и отдыхают, напоследок самый шик - вся толпа людей валит специально в ресторан, который находится прямо у реки, куда и пришло стадо купаться. Больших слонов мыли их погонщики кокосовыми корками, остальные ныряли сами.
Всё как у Дроздова в его Приключениях.. В конце даже покатались с Ирой на слоне.
Потом наш путь лежал в сад специй, где сначала нам провели экскурсию, затем стали натирать всякими маслами начиная от головы и до пяток. Минут сорок спина моя сначала горела, потом вдруг стала холодной.
Сандаловое масло, масло королевского кокоса и др, всё было сделано профессионально, естественно после этого ничего не оставалось как тут же в магазине всё это купить.
По дороге в Ботанический сад, самый старый в Азии, сфотографировались с дикообразами. Ух и колючие же они! В саду много интересного, одних орхидей больше 80 сортов, но больше всего поразили две вещи - самый большой в мире Фикус Бенджамина,
площадью 2403 квадратных метра одно дерево и двойные кокосы, которые висят по 10 лет, весят по 20 кг и стоят по 150-200 долларов за штуку (используются для косметики).
Вечером приехали в заранее зафрахтованный отель, 4 звезды, очень красивый вид на город сверху, поразило другое - огромное количество бегающих обезьян. Как в Украине кошек или собак. А наглые - не описать.
Прямо на балкон запрыгнула, сидит и смотрит на нас, на всех дверях в этом отеле написано «не открывайте двери» и нарисована макака.
Торжественный ужин с музыкантами в национальных одеждах, при этом был какой-то рыбный праздник и преобладали опять всякие фаршированные кальмары и крабы, после этого
мы посетили знаменитый ХРАМ, где хранится зуб БУДДЫ, ему, зубу этому, около полутора тысячи лет и хранится он в золотом саркофаге, посмотреть который можно идя в живой очереди и повернув голову налево на несколько секунд, саркофаг этот находится за 3 дверями, охраняется полицией и т.д. (при этом снимать нельзя, но отойдя в сторону Ирина сняла на видео этот символ страны).
Посмотреть его "вживую" можно раз в пять лет, в период засухи, после чего якобы всегда начинается сезон дождей, везут этот зуб на слоне, на такой специальной золотой карете, я это в своё время видел даже по ТВ.
Этот самый зуб когда-то контрабандно одна принцесса вывезла в своих волосах из Индии (а волосы-то у них у всех что надо).
Вечером попали мы на буддистскую службу, бой барабанов, песни и все босиком. Красиво. Фотографироваться возле Будды можно, но при этом нельзя стоять к нему спиной. Еле добрели до отеля и я даже не помню - а сидели ли очередные макаки на нашем балконе?
Утром по дороге в Сигирию мы посетили фабрику масок, затем Батик-фабрику (роспись на ткани), где чуть не купили Сари, но без подарков уйти не удалось, уж очень красивые у них ткани и текстиль, и главное качество отменное.
Пару слов о Сигирии - это огромная скала, около 300 метров, на которой много-много веков назад один король спасаясь мести родного брата за то что он отравил своего отца, построил себе замок, а внизу огородил его рвами с крокодилами (раньше эти рвы кишили хищниками, сейчас осталось всего два крокодила), вокруг настоящие джунгли и самое интересное - сохранились наверху фрески, выполненные НАТУРАЛЬНЫМИ красками, сделанными около 2000 лет назад, правда их осталось всего 18 из 750. Изображены девушки, а рядом натуральное зеркало (отполированная часть скалы), чтобы внизу купающийся в ваннах (они сохранились) король со своими 750 невестами мог в небесах наблюдать отражение этих фресок.
Поэтому их так и называют "небесные девушки".
Затем была чайная плантация, посещение Золотого Будды в городе Дамбула.
Посетив напоследок целые сады чёрного и мускатного перца мы вернулись домой, причём приехали ночью, но ужин ждал. Ребята наши позвонили и сообщили.
Позагорав ещё 3 дня, напоследок мы посетили в небольшом городке Бентото карнавал с каким-то длинным названием (у них у всех очень длинные названия и имена, которые как правило состоят из 3 слов), это буддистский карнавал, идут ребята, вращают огненные обручи, девушки танцуют, бьют барабаны и в заключении идёт вереница нарядных слонов.
Всё это дело длилось до 2 часов ночи, но наши местные друзья организовали мероприятие очень удобно, подогнав микроавтобус прямо к трибуне, на которой мы сидели.
На следующий день съездили в Кулутару за сувенирами, поснимали местного аборигена с коброй, дудочкой, питоном и обезьяной, ночью ребята на прощанье прямо на берегу океана устроили нам банкет, с барабанами, с ракетами в Индийский океан, вином и арраком.
Вот так мы и простились с гостеприимным отелем, с замечательными "пляжными" ребятами, и с их страной, излучающей прекрасное..

24 декабря 2004 года.

первая прогулка на слоне
как у Н.Н. Дроздова в его "Путешествиях"