РЕГИСТАН, "место, покрытое песком", площадь в центре Самарканда.
«Регистаном» называли главные площади в городах Среднего Востока.
Самаркандская площадь является самым известным регистаном благодаря
расположенному на ней потрясающему по красоте архитектурному ансамблю XV—XVII веков,
центром которого являются медресе Улугбека (1417—1420 гг.), медресе Шердор
(1619—1636 гг.) и медресе Тилля-Кари (1646—1660 гг.).
Медресе Улугбека является старейшим медресе на площади Регистан и было возведено в 1417—1420 гг. правителем государства Тимуридов и учёным-астрономом Улугбеком.
Медресе было построено в западной части площади Регистан, напротив него несколькими годами позже была возведена ханака Улугбека, а северная сторона была занята караван-сараем.
Два последних сооружения простояли около двух столетий, обветшали и на их месте
в начале XVII века появились дошедшие до наших дней медресе Шердор и медресе
Тилля-Кари.
Медресе Шердор было построено на месте ханаки Улугбека, возникшей в 1424 г. напротив медресе Улугбека.
К началу XVII века ханака и караван-сарай пришли в негодность и по
распоряжению узбекского правителя Самарканда Ялангтуша Бахадура было начато
строительство медресе Шердор и Тилля-Кари.
Медресе Шердор («Обитель львов») поочти зеркально повторяет стоящее напротив
медресе Улугбека, имеет непомерно большой по размеру купол, его стены покрыты
цитатами из Корана, на входном портале изображён герб Самарканда — барсы с
солнцем на спине, в центре арки помещена свастика, а наверху особым арабским
шрифтом записано «Господь Всемогущ!»
Медресе Тилля-Кари было возведено в северной части площади через десять лет после медресе Шердор на месте караван-сарая 1420-х годов.
Главный фасад квадратного в плане здания, двор застроен по периметру
небольшими жилыми кельями, худжрами.
В мечети позолочены михраб (ниша в стене мечети, указывающая направление на Мекку) и минбар (кафедра в соборной мечети), поверхность стен и сводов покрыты росписью с обильным применением золота. На протяжении всей своей истории медресе Тилля-Кари было не только местом обучения студентов, но и выполняло роль соборной мечети.
Продолжение следует.
Октябрь 2021 года.
САМАРКАНД, площадь РЕГИСТАН.
ОтветитьУдалитьНоги сами несли к этой божественной красоте, тем более что отель "Registon Saroy", в котором мы жили, находился в 7-минутах от самой площади.
РЕГИСТАН, "место, покрытое песком", это жемчужина, это шедевр и одно из самых красивых мест не только Самарканда, но и всего Узбекистана, и в этом фильме вы увидите три медресе на этой площади.
Медресе Улугбека, внука Тамерлана, середины XV века,
медресе Шердор, "Обитель Львов", первой половины XVII века и
медресе Тилля-Кари, "Покрытое золотом", середины XVII века.
По-моему, все красивые и богатые строения Узбекистана - это религиозные учреждения. И ничему больше власти внимания не уделяют?
ОтветитьУдалитьМихаил, позволю с тобой не согласиться.
ОтветитьУдалитьВо-первых медресе это не только религиозные сооружения, а и образовательные.
Цитирую из Википедии.
"В средние века это был единственный высший общеобразовательный институт в исламском мире, где готовили служителей культа, учителей начальных школ, а также служащих государственного аппарата.
Медресе заканчивали ведущие учёные Арабского мира".
Ну а во-вторых в Узбекистане и без этого очень много действительно красивых мест.
О "средних веках" спорить не буду - НЕ БЫЛ, НЕ ЗНАЮ! А в современных условиях - Медресе являются чисто религиозными школами и поддерживаются исламскими государствами именно в этом статусе. И зная, насколько бедным государством является Узбекистан (едва ли не второй после Таджикистана), выделяемые средства на содержание в таком идеальном состоянии этих учреждений забирает вероятно подавляющую часть социальных бюджетов страны!
УдалитьАх, Самарканд! Ух, Самарканд! Ты великолепен! Начало фильма и уже манящая красота восточной ночи. Подсвеченные здания на фоне темнеющего неба. Представляю какое там небо! И согласен с путешественниками, на другой день ноги сами бегут на эту прекрасную площадь.
ОтветитьУдалитьАрхитектура совершенно поражает. Величественная размеренность, спокойствие, наверное, настраивает учеников на изучение наук, созерцание, философский уход в себя. Вот эта некая однотипность строений, не совсем, вроде бы, оправданное величие архитектуры, на моё ощущение, должны нести какую-то особую энергетику и оказывать влияние на людей, которые там находились и на задачи, которые они выполняют. Музыка, которую избрал автор, была совершенно неожиданной, но,как оказалось, эта классика и навеяла мне мысли, выше сказанные.
Совершенно поражают фрески Самарканда. Какая гармония красок! В Стамбуле мы таких не видели. Чувствуется, что в свое время это была высокоразвитая цивилизация.
В общем, я остался очень доволен увиденным
Erstaunlich! Das Licht, die Beleuchtung in den Dämmerungen, der Platz und die Stadt sind faszinierende Dinge!
ОтветитьУдалить