вторник, 7 апреля 2015 г.

Норвегия, август 2011 год

Вот и свершилось - я побывал в стране своей мечты.
Красивых мест на Земле, конечно, не сосчитать, однако целиком стран с такой удивительной и разнообразной природой думаю немного. Бог щедро наградил Норвегию. Мы побывали только в южной и юго - западной части страны – но есть ещё и завораживающий север, магнитом притягивающий Полярный круг и Северное сияние, о.Шпицберген. Если ты посмотришь на карту Норвегии ( а хотелось бы ), то увидишь лежащего льва, или тигра, так вот в голове этого животного мы и побывали; также ты увидишь - насколько западная, то бишь морская или океанская как говорят сами норвежцы часть страны буквально изрезана фьордами. Хотя самого большого (200 км в длину) и одновременно самого глубокого (более 1300 м) норвежского фьорда под названием
Согнерфьорд мы не видели и на специальных пароходиках, которые возят туристов вглубь фьордов не катались, но исходя из того что всё–таки удалось посмотреть  могу сказать, что описывать ФЬОРДЫ просто невозможно. Отвесные, километровой высоты скалы когда–то двигались друг на друга, но так и застыли, оставив между собой узкие ущелья. И водопады! И ты такой маааленький и такой беззащитный. Вода тоже навевает мысли своим необычным цветом и конечно глубиной  – до 1000 метров  в среднем в большинстве фьордов.
У многих Норвегия представляется с холодом и зимой, однако это не совсем так. Гольфстрим своё дело пока делает - климат мягкий и тёплый - на пляжах в районе Бергена можно
прекрасно купаться в Северном море. Другое дело, что Норвегия  - страна, значительно вытянутая на север, поэтому в Трондхайме уже не так тепло как в южной Норвегии, а Тромсё вообще находится далеко за Полярным кругом.
Норвегия самая богатая страна в мире если считать доходы на душу населения. Этих самых душ всего-то около 5 миллионов. Нефть - основной источник богатства, в основном её добывают в Северном море, кроме того газ, лес, и конечно рыба.
Сказать что норвежцы любят природу - ничего не сказать. По всей трассе указаны маршруты для туристов и велосипедистов. Дома с заготовленными и аккуратно сложенными и укрытыми на зиму дровами. В специальных домиках висит пушнина. И очень много овец. Нигде и
церковь времён викингов
никогда мне не доводилось видеть такое количество красивых деревянных домиков. Проехали по стране полторы тысячи километров - они были повсюду, цветов разных, но чаще белые - в Ставангере нам объяснили, что белый цвет служит доказательством не бедности его хозяина. И что интересно - я так и не встретил за эти шесть норвежсикх дней НИ ОДНОЙ!!!!! подчёркиваю ещё раз ни одной развалюхи! Представляешь?
Зато как–то по дороге остановились возле типичной для времени викингов деревянной церкви, 1200 год. Никаких царских сёл нет и в помине, никто ни перед кем не выё......ся, зато кемпингов и палаточных лагерей чуть ли не у каждого фьорда как грибов в лесу. И как же это всё у них оборудовано - любо дорого смотреть. Можно перечислять - но только себя дразнить. Кстати о грибах - леса переполнены грибами и  ягодой, да что говорить -
нашли в парке возле нашего отеля

мы нашли в парке прямо возле нашего отеля красавец-подосиновик.
 Из Берлина выехали утром, обогнув Гамбург слева, а Любек справа въехали на полуостров Ютландия и вскоре, покинув Германию, попали на территорию датского королевства, к вечеру забрались  на самый север Дании - город Альборг. 730 км. Там была первая остановка. Отель, ночлег, завтрак.
Вообще, может - быть забегая вперёд скажу, что наша автобусная поездка была круговой - ни в одном из городов мы не ночевали более одного раза. В этом безусловно был свой плюс - успели объехать и увидеть много в 3-х странах Скандинавии. Дания, Норвегия и Швеция.
Однако был здесь и свой минус - в каждый из городов мы приезжали вечером, а это означало то, что наспех перекусив (слава Богу хватило ума в отличие от 90% немцев в нашем бусе
Альборг, Дания
отказаться от ужина в ресторанах отелей) мы стремительно отправлялись на самостоятельную экскурсию. Хорошо хоть отели были в центре каждого города.
И всё же в итоге из этого минуса вырос таки плюс, вырос - теперь я чётко знаю КУДА надо приехать ещё и ЧТО ИМЕННО хотелось бы увидеть КАК СЛЕДУЕТ.
Из городов это конечно же Берген - второй город страны после Осло. Ворота фьордов. Город студентов. Это просто самая настоящая ЖЕМЧУЖИНА.. Я такого города ещё не видел.. Небольшой, компактный, на берегу фьорда. Вокруг горы и лес.. Рядом, каких-то 20 - 30 км Северное море или «норвежский» океан. Город расположен на нескольких островах. Деревянные домики, наверное, всех цветов радуги на набережной в квартале Брюгген. По счастью о Бергене нам рассказывал замечательный местный гид, а не наша скучная "сосиска" ( я её так прозвал за то, что разносить пиво или
Альборг, Дания
сосиски по бусу у неё получалось ловко, а вот что-то рассказать от себя, с душой, не читая скучные цифры каталогов - с этим, увы, были проблемы).
И вот этот дедушка привёл нас во внутрь этого квартала.. А там, о Боже... Дома от конца XVII века так и стоят до наших дней, правда с 1979 года уже под охраной ЮНЕСКО.. Какая красота!!! Рты так у всех и остались открытыми..
Вышли - и сразу попали на знаменитый рыбный рынок Бергена. И стало понятно  ПОЧЕМУ  Норвегия вторая страна в мире "по рыбе" после Японии и почему она не спешит вступать в Евросоюз. И почему туда устремляются рыбаки со всех концов мира чтобы половить например королевского краба, до 2-х метров в диаметре (одна клешня как моя рука по длине); или чтобы на спининг "тягать" 5 - 6 килограммовую треску, причём по рассказам

соседа по автобусу - рыбака из Лейпцига - таскаешь одну за одной. Как и двух-трёх
Берген- квартал Брюгген
килограммовую знаменитую норвежскую селёдку прямо у берега во фьорде в городе Ставангер. Норвежская селёдка - вкус, оставшийся с детства..
Видел домики для рыбалки - они стоят в воде, в полу специально сделаны отверстия для удочек. Приспособления для сушения и вяления рыбы тоже имеются.
Недалеко от Бергена есть место, где якобы осадков за год выпадает больше всего в Европе. Нам тоже досталось, с этим проблем нет.
Начали же мы любить Берген прямо  с высоты 320 метров, куда поехали на фуникулёре. И это несмотря на моросящий в тот момент дождь. Поснимали на видео, пощёлкали на фото. Опьянённые от зрелища ретировались в сувенирный рай за троллями – Норвегия ведь ещё и
Берген
страна троллей, они там прямо по лесу так и бегают, так и бегают...
Выходим - небо практически голубое, не прошло и 15 минут. Видно Богу было угодно, чтобы Берген мы увидели в лучшем виде..
Из-за отсутствия времени нам не суждено было посетить Трольхауген, а хотелось - дом, где жил более 20 лет Эдвард Григ со своей женой Ниной, и кстати неподалёку, в скале, они оба и похоронены.
Ставангер -  здесь у нас была вторая ночевка. Прекрасный портовый город, столица нефтяных промыслов, четвёртый по населению.. Первые, кого мы встретили, наспех выскочив из отеля, были две большегрудые девушки, которые резко в гору с трудом толкали две коляски с темненькими ребятишками. На неправильно-ломаном английском мы спросили их - а как собственно нам пройти в центр?  на что они на
правильно-
русском ответили - идите вы.... воооон туда. Спасибо, говорю. Нэма за шоДве хохлушечки на заработках..
Однако самое интересное нас ждало впереди.
Для туриста страна не просто дорогая, а ОЧЕНЬ!!! дорогая.
Въехали из Германии в Данию. Цены стали кусаться. Наша "сосиска" - "..это ещё ничего, в Норвегии вы увидите "кузькину мать".. И точно. Наутро переправляемся паромом из Дании в норвежский Кристиансен.
Паром "Color Line", 9 этажей, самый настоящий плавающий город. Когда начал знакомиться с ним поближе, вижу - из магазинов Tax Free народ тащит полные пакеты.... Ирина, говорю, по
 страна троллей
моему там что-то "дают". Ларчик открывался проще. Это норвежцы. Целыми семьями и с детьми
 они скупают водку, виски, сигареты большими количествами, в ценниках указано - сколько данная бутылка "Абсолюта" или "Финляндии" стоит на пароме, и сколько в Норвегии. Разница - 40-50%. Всё в жизни относительно. Зато девчонки у них хороши - белокурые и сочные.
Совершенно случайно на ходу удалось снять печально знаменитый остров Утойя, (его хорошо видно), на котором маньяк – упырь (гореть ему в аду!) расстрелял 67 человек. Горы цветов возле него. И много людей. Думал, что наша "сосиска" хотя бы пару слов скажет про
ЭТО, ведь многие бабушки и дедушки в автобусе и понятия не имели, где мы вообще находимся и куда едем, но увы. Сосиска она и есть сосиска.

остров Утойя
Осло, столица Норвегии - стал Осло только в 1924 году. А до это был многие века сначала Христиания, потом Кристиания. Город стоит на берегу Осло-фьорда - подъезжая к городу я устал держать камеру - рябило в глазах белизной от невероятно большого количества яхт и катеров. Не повезло с погодой. Дождик, который начался как только мы подъехали к Ратуше превратился в парке Скульптур Вигеланд в самый настоящий ливень, но впечатления от этого необычного парка это не испортило. 227 фигур, сделанные самим Г.Вигеландом - он посвятил этому свою жизнь - это просто НЕЗАБЫВАЕМО.
Ратуша понравилась. Оригинальной конструкции, из 8 миллионов кирпичей, сделанных вручную.
Покровитель Осло Святой Харвальд подняв руки встречает корабли, прибывшие в город - ратуша буквально упирается во фьорд. В ней недавно была панихида по жертвам терракта, до
Осло
сих пор стоят венки, где написаны
 фамилии всех погибших..
Не только Осло - вся Норвегия ещё в шоке от этого зверского терракта. Цветы в любом городе и возле каждой церкви или ратуши.. Горы цветов, свечей, записок и игрушек. В Осло я видел, как десятки людей под проливным дождём подходят к Собору, кладут новые розы.. И просто молча стоят. Жаль, прошли времена инквизиторов – понюхал бы он сначала запах своих горящих пяток.. Ну это я так, эмоции.

Видели новое здание национальной оперы и балета, здание из белого мрамора похоже на айсберг, который поднимается из воды. Оно настолько новое, что первая опера "Дон Карлос" будет сыграна только в сентябре.
Мы выросли на «Клубе кинопутешествий». И вот он, легендарный плот "Кон-Тики", на
Осло
котором Тур Хейердал в одиночку пересёк Тихий океан, совсем рядом, а вот и она, его папирусная лодка "Ра-2", на которой он преодолел Атлантику.
Норвегия - это ведь и Амундсен, покоритель Антарктиды и Южного полюса, и Нансен, который на своём "Фраме" зимовал в Северном Ледовитом океане.
Мы стоим возле музея, но времени в обрез. И всё это пока только в мечтах.  Также из-за отсутствия времени не попали в дом и музей Г.Ибсена, в Королевский Дворец и очень красивое здание Парламента.
Выезжая утром мы часто наблюдали незабываемое зрелище -   туман буквально распадался на маленькие облачка, они опускались и укрывали небольшие озёра; вокруг горы, покрытые
снегом на вершинах и зелёные леса чуть ниже сливались с такими же зелёными равнинами.
Осло
Южная Норвегия - много горных рек, острова, нет, не так - целые архипелаги островов.
И туннели, туннели, туннели. По три, по пять км, однажды проехали под одним из фьордов 25 км - это новый туннель Лердал, буквально пару лет назад открывшийся, через каждые несколько километров для разрядки водителя сделаны разноцветные паузы, когда вдруг всё становится не серым или чёрным, а оранжевым или фиолетовым.. Смотрится здорово!
Поездка на Флэмсбане. Наряду с Бергеном это был  второй пик нашей поездки. 20 км между городками Мурдал (почти 900 метров над уровнем моря) и Флэм (нулевая отметка и начало Аурландсфьорда) поезд в буквальном смысле ползёт петляя как змея ровно 1 час. На пути 20 туннелей, при строительстве в двадцатые годы отказались от мостов, изменив русло руки - его
парк Вигеланд
проложили в туннелях под железной дорогой. Несколько остановок по пути - за всем мы следим по монитору в вагонах. И вдруг диктор объявляет на 4-х языках, мол приехали к такому-то водопаду,
  остановка 5 минут для фото. Выходим - большой водопад. Шум воды и всё такое. И вдруг, что это?
Где - то в горах зазвучала музыка, какая-то замечательная норвежская мелодия. И тут же из-за скалы появилась танцующая маленькая белокурая девочка, настоящая фея. ЭТО ВСЁ продолжалось три минуты, не более. Народ обомлел - вот это сюрприз! Даже пара толстокожых моржей из нашей группы не удержалась, вышли посмотреть. У какой-то тёти появились слёзы, да я сам с трудом сдерживал эмоции, и то наверно потому, что снимал всю эту сказку на видео.. Это было бы пожалуй лучшее видео из всего, что нам когда-либо вообще удалось снять, но увы подвела камера...

Начиная с VIII века - времена викингов, с XI века многие века - территория нынешней Норвегии управлялась сначала датскими королями, которые в начале XIX века уступили руководство Швеции, независимой Норвегия стала только в 1905 году. И с этого же года ей руководит свой, норвежский король.
Рыба.
Завтрак в Ставангере. 3 вида лосося и горбуша, солёная, малосольная, копчёная и тушёная с овощами. Я посмотрел на Ирину и хотел сказать тост. Слова не подходили. Она посмотрела на меня - "вот и началось" - только и услышал я.. И началось...!! «Рыба лезла из ушей»..
А немцы при этом ели свои сосиски.. Эх немцы, немцы...
Аналогично было и на пароме из Гётеборга в Киль. Та же рыба и те же немцы.
И кстати, о пароме. Мне давно, а Ирине вообще никогда в жизни на таком большом пароходе ночевать не приходилось - 11 этажный паром из Гётеборга на Киль "Stena Line". Понравилось. Особенно бесподобен был контраст - сначала загорали и снимали на фото и видео Гётеборг с ещё стоящего парохода в порту, зато через час, когда были уже в открытом море сдувало с верхней палубы так, что Ирина просто не могла двигаться. Высота верхней палубы - 43 метра над уровнем моря.
Большинство фотографий Ирина сделала из окна автобуса. И по-моему впервые фотографии НЕ передают всю красоту природы. То солнце светило не в ту сторону, то оно светило чересчур сильно.
на верхней палубе парома
Любопытный по крайней мере для меня факт - пол в ванных всех отелей в Скандинавии подогреваемый, мелочь, а приятно, тем более если за бортом не Бразилия.
В заключении.
Это была  конечно не поездка, а так, поездочка. Главное - я убедился что это за чудо-страна такая. Мы обязательно вернёмся, Норвегия..